Школьная служба примирения — оформленная детско-взрослая команда, реализующийся в общеобразовательной организации восстановительный подход к конфликтам и правонарушениям несовершеннолетних.
Первые службы примирения в России были разработаны командой Центра «Судебно-правовая реформа» и созданы в 2001-2002 году. Кураторы и специалисты службы примирения, а также медиаторы-ровесники проводят восстановительные программы, такие как «Восстановительная медиация», «Круг сообщества» и другие, в которых реализуют следующие восстановительные принципы:
ПРИНЦИПЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА
К РЕАГИРОВАНИЮ НА КОНФЛИКТЫ С ПРИЧИНЕНИЕМ ВРЕДА (ОБИДЫ)
И ПРАВОНАРУШЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:
• Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать последствия ситуации для себя, своих родных, второй стороны.
• Ответственность обидчика перед жертвой (если в ситуации был правонарушитель), состоит в заглаживании причиненного вреда (или принесенной обиды) насколько возможно силами самого нарушителя.
• Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва) в процессе заглаживания обидчиком причиненного жертве вреда, и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких.
• Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализация отношений, поддержка их ответственного поведения.
• Планирование сторонами конфликта своего будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, клеймения и отвержения кого либо из участников.
• Помощь близких и значимых людей в актуализации у участников нравственных ориентиров и ценностей, отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению. Поддержка позитивных изменений и выполнения заключенного примирительного договора (плана) со стороны родных, близких и школьного сообщества. Восстановление ответственной родительской позиции по отношению к ситуации и к своему ребенку.
Принципы основаны на парадигме восстановительного правосудия.
ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА)
ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
• Обеспечение конфиденциальности процесса медиации.
• Нейтральность медиатора (равная поддержка сторон и их стремления в разрешении конфликта).
• Информирование сторон о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях того или иного их выбора.
• Добровольность участия сторон в совместной встрече.
• Обеспечение безопасной атмосферы на встрече.
В случае успешного проведения восстановительной программы и заключении сторонами примирительного договора, служба примирения может ходатайствовать о минимизации (или не применении) наказания в администрацию школы, КДНиЗП, суд и т.д.